Николай Шатских
Системный аналитик в «ЭДНА»
Проходит обучение по специализации «Java-разработчик»
История героя этого интервью выбивается из привычной концепции «входа в IT»: Николай попал туда без высшего образования, а вырос – до системного аналитика.

Что важнее: диплом или навыки? Существует ли волшебная таблетка, чтобы всё успевать? Почему домашние задания в OTUS – это очень тяжело, но безумно классно? Все ли могут стать разработчиками? И нужно ли вам «идти в IT»?

Читайте в сегодняшнем выпуске!

Расскажите о вашем опыте в IT. Кем вы работали до обучения в OTUS?
Я уже 7 или 8 лет в IT. Сначала работал на первой линии техподдержки: умел только переустанавливать Windows и собирать компьютеры. Потом погрузился в SQL – это дало мне некий толчок, и я пошёл на вторую линию поддержки, после чего был приглашён в компанию, в которой сейчас работаю, на должность инженера внедрения. До получения этой должности я обучался самостоятельно: книги, статьи, ролики… Поработав около четырёх лет на должности инженера внедрения, меня повысили сначала до старшего, а потом до ведущего инженера. Тогда я и решил структурировать знания и обучиться в OTUS. У меня уже были базовые знания по Java-разработке, но они были разрознены. Я решил попробовать специализацию: с азов – до middle+. Передо мной встал вопрос: пойти учиться сразу со ступени Pro или всё же начать с Basic? Я выбрал Basic, и не ошибся: Pro я бы точно не потянул. А Basic оказался очень насыщенным.
Именно поэтому я и попал в IT: у меня было, что показать, кроме бумажки
А какое у вас высшее образование?
Я его получил только в начале 2024 года. Многие очень удивлялись, что я работаю в IT без высшего. Но теперь моё основное образование – программная инженерия, а специализированное – курс OTUS.

Мне казалось, что история успеха – это не когда человек внезапно входит в IT, а долго перед этим учится. Но вы работали в IT и без высшего образования. Что ж, вы только что доказали обратное.
На мой взгляд, все сферы – не только IT, просто в IT это проявляется наиболее ярко – перестроили подход с «покажи свой диплом» на «покажи свои скиллы». Именно поэтому я и попал в IT: у меня было, что показать, кроме бумажки. Согласитесь: вот сейчас человек, обучившись в OTUS, но без диплома о высшем образовании, продемонстрирует лучший результат, чем человек, получивший только высшее образование. Поверьте: на высшем сейчас очень немногому можно научиться: все программы, методики и прикладные приложение уже давным-давно устарели.
На самом деле это очень тяжело: ты устаёшь и перегораешь.
Вы рассматривали ещё какие-нибудь школы, кроме OTUS?
Я рассматривал все школы. Причём с некоторыми мне удалось познакомиться, но меня ничего не впечатлило: где-то странная подача, где-то просто видеоролики. Но так получилось, что мой руководитель оказался партнёром OTUS. Однажды я к нему пришёл и сказал: «Расскажи пожалуйста, как там в OTUS?». Он хорошо о вас отозвался, и я решил сходить на пару открытых уроков. Мне понравилось, и я решил обучаться у вас.

Скажите, а как вы всё успевали? Ведь вы одновременно работали, получали диплом, ещё и обучались у нас. В чём секрет?
Здесь нет никаких секретов. У меня была цель – получить образование, специализацию, а ещё и на работе не провалиться. Когда не было задач на работе – учился. Когда были задачи на работе – учился вечерами. Звучит классно, но на самом деле это очень тяжело: ты устаёшь и перегораешь, тебе уже ничего не хочется. Но приходится брать себя в руки. Здесь нет никакой волшебной таблетки. Кстати, я всё ещё учусь в OTUS на второй ступени специализации. Если бы не интервью, я бы сейчас делал домашку.
Не «я нажимаю на кнопку, а там розовый единорог выскакивает», а так, чтобы требования были реальными
Расскажите, как наш курс помог вам добиться повышения на работе?
Без курса я бы так и остался инженером внедрения. Это такая должность, когда ты контактируешь с клиентами, помогаешь отделу маркетинга, а в итоге внедряешь программный продукт. Также тебе нужно взаимодействовать с разработчиками. В какой-то момент я начал понимать, что инженер и разработчик живут в разных мирах. И если ты не будешь говорить с разработчиками на одном языке, разбираться в их трендах и технологиях, вам будет сложно друг друга понять, и ничего хорошего из этого не выйдет. Какое-то время я тешил себя: мол, хочу стать разработчиком! Когда увидел этих ребят вблизи, понял, что код – это круто, и пошёл учиться. Благодаря обучению я понял сферу IT, получил полный контакт с разработчиками и научился правильно пользоваться терминологией. Разработчики это очень ценят: они хотят, чтобы задание им ставили, уже зная всю подноготную. Не «я нажимаю на кнопку, а там розовый единорог выскакивает», а так, чтобы требования были реальными. В результате мы смогли продуктивно работать: я начал участвовать в проектировании программ, в проектировании систем, в анализе требований и даже в чтении кода. Руководство это заметило, и мне предложили позицию системного аналитика.
Я писал «тонны» кода, а мой код браковали в жёсткой форме: вот прямо как на работе!
Изучали ли вы дополнительные источники во время прохождения курса?
Читал базовые книги: «Изучаем Java» Кэти Сьерра, много книг по SQL и всяких разных статей. Но всё это было бессистемно. Так что никаких конкретных источников посоветовать не могу.

А что вам понравилось в OTUS?
Очень понравился подход к обучению: тебя онлайн обучают живые люди. И ещё – домашние задания. 90% домашних заданий – это настоящее испытание. Особенно на уровне Basic. Я писал «тонны» кода, а мой код браковали в жёсткой форме: вот прямо как на работе! Преподаватель не сюсюкается, а ругает или хвалит по делу. И это дорогого стоит. Когда я показывал домашние задания коллегам-разработчикам, они удивлялись: «Почему тебе это дают в образовательных целях? С этим даже в институтах не сталкиваются.» Но лучше пускай мучают сложными заданиями: ведь у тебя что-то отложится в голове.

Жертвовали ли вы чем-то ради учёбы?
Сном и свободным временем.
Ты спрашиваешь человека: «Почему ты хочешь в IT?». А он отвечает: «Там денег много платят!». На мой взгляд – это неправильный подход.
Есть ли у вас какой-то карьерный план? И как с ним связана учёба?
Где-то до середины второй части обучения у меня был чёткий план: вот я сейчас стану крутым разработчиком, потом пройду курс «Тимлид» и уже с полным арсеналом двинусь к вершинам разработки. Но попробовав себя в системной аналитике, я понял: процесс проектирования мне ближе. И мой план изменился: я завершу обучение по специализации, но уже не пойду в разработку. Там нужно знать очень многое, а если ты не занимался этим много лет, вливаться в разработку будет куда сложнее, да и начинать с «джуна» не хочется. Поэтому я решил развиваться из системного аналитика в сторону архитектора. Язык программирования для системного аналитика и архитектора – это плюс, но не основное знание: ты можешь в чём-то помочь с кодом, однако приложения сам не пишешь. Так что Java оставляю, как что-то прикладное, а сам иду в архитектуру.
Вполне возможно, что даже найду обучение в OTUS.

Какое напутствие вы хотели бы дать студентам OTUS?
Знаете, сейчас это тренд – «войти в IT». Ты спрашиваешь человека: «Почему ты хочешь в IT?». А он отвечает: «Там денег много платят!». На мой взгляд – это неправильный подход. Я видел, как такие люди перегорали. Поэтому вот моё напутствие: идите в IT, если вас действительно интересует сама сфера, а не только деньги. Выберите направление, которым хотите заниматься, и соответствующий курс.
Только сначала сходите на пару открытых уроков, чтобы понять: подходит вам курс или нет. И не ленитесь.
Узнайте больше про обучение на курсе «Java-разработчик»