Асия Морозова
Руководитель направления адаптации и обучения МТС Диджитал
Выпускница курса «IT-Recruiter»
«IT – та сфера, где я смогу постоянно узнавать что-то новое, быть впереди»

Асия Морозова – руководитель направления адаптации и обучения, внутренний карьерный консультант и коуч в «МТС Диджитал». История Асии – тот самый случай, когда один человек может заразить жаждой знаний и стремлением к развитию окружающих. Возможно даже вас. О том, как Асия повлияла на увлечения сына, почему IT-рекрутеру важно хорошо разбираться в технологическом стеке и выходить за рамки профессии – читайте в сегодняшнем выпуске!

На каком курсе ты обучалась?
Я обучалась давно, в 2019-2020. Это был курс «IT-рекрутер» и длился он полгода.

Скажи, зачем ты решила пройти курс?
Я уже начала работать IT-рекрутером, и спустя месяц поняла: мне жёстко не хватает знаний и поддержки наставника, ментора, комьюнити других IT рекрутеров. IT-подбор – особый «островок» в мире подбора. Я уже полюбила IT-сферу и очень хотела продолжать своё развитие именно в ней, но мне не хватало поддержки. Поэтому решила поискать обучение по IT-рекрутингу.

А как ты попала в IT?
У меня был выбор из трёх компаний. Раньше я искала людей творческих профессий: фотографов, художников, музыкантов. Ещё искала менеджеров по продажам, административный персонал, ведущих и переводчиков – очень разные были направления. Так сложилось, что я уже проходила собеседование в одну IT-компанию, но опыта у меня не было, и меня тогда не взяли. Однако сфера меня заинтересовала. Мне очень нравится не отставать, находиться «на острие». А IT – та сфера, где я смогу постоянно узнавать что-то новое, быть впереди. И когда я опять делала выбор: снова искать людей творческих профессий или идти в IT – подсознание подсказало: «Иди в IT».
«Мне нужно понимать, что скрывается за словами, которые я называю, и что скрывается за ответами, которые мне дают»
То есть ты понимала, что знания есть, но их не хватает?
Когда я получила первые пять вакансий java-разработчиков и начала читать описания вакансий, сразу завела себе большую тетрадь, куда выписывала огромное количество терминов. Да, я знаю: есть IT рекрутеры, которые не погружаются глубоко в стек, но я так не могу. Мне нужно понимать, что скрывается за словами, которые я называю, и что скрывается за ответами, которые мне дают. Ведь IT-рекрутер – это не секретарь, который просто назначает технические интервью.

Да, это правильное решение. А то бывает, некоторые разработчики смеются над рекрутерами: «Ха, не знают, что говорят!». Скажи, насколько трудно было совмещать учёбу и работу?
Когда есть цель, трудности не чувствуются. Я понимала, что за счёт обучения я повышу чек, почувствую большую уверенность в профессии, подам детям пример высокой мотивации.

Как ты организовывала время, чтобы всё успеть? Дети же просят внимания или, например, просят сделать с ними домашнее задание.
У меня были свои домашние задания, а дети крайне редко просят делать с ними ДЗ, даже если это задания «со звездочкой». Чем быстрее они станут самостоятельными, – даже получая двойки! – тем лучше. Моё обучение проходило два раза в неделю по два часа. Два часа вечером – это нормально. Мы просто на два часа расходились по своим комнатам и каждый занимался своим делом.

Приходилось ли чем-то жертвовать ради развития?
Разве что праздным блужданием в соцсетях и бессмысленным трёпом по телефону.
«Когда сын узнал, что я работаю в IT, и какие там зарплаты, быстро “профориентировался”»
Какие три совета ты бы дала ученикам, у которых, как и у тебя, – дети, семья, работа?
Первое: чётко пойми, для чего тебе обучение? Что оно тебе даст? Если ты начинаешь учиться с мыслью: «Ну, поучусь-ка, а там посмотрим, что будет…», – то отвалишься через пару месяцев. Второе: заручись поддержкой близких, чтобы тебе не мешали учиться. Третье: показывай детям пример, как благодаря карьерному росту меняется качество жизни. То есть объясняй, чем и зачем ты занимаешься.

А сколько лет твоим детям?
Дочери – 14, сыну – 11 с половиной. Когда сын узнал, что я работаю в IT, и какие там зарплаты, быстро «профориентировался». Изучал геймдев, сейчас изучает графический дизайн.

Интересно. Получается ему 11 с половиной и, глядя на маму, он начал изучать сферу IT?
Да. Начал с разработки игр на Roblox и Unity. В прошлом году изучал вёрстку и конструкторы сайтов. Он, кстати, сделал мне лендинг на «Тильде». В этом году он выбирал между Python и графическим дизайном. Я скептически отношусь к «Питону» из-за трендов IT рынка, да и рано ему ещё в 11 лет. Поэтому решили заняться дизайном.

Да, изучение языка программирования может отпугнуть. Там нужны усидчивость и терпение, а в 11 лет у детей этого нет. Но давай вернёмся к нашему курсу. Скажи, ты изучала какие-то дополнительные материалы? Не только книги: статьи, ютуб-каналы, подкасты…
Я читала статьи по теме курса на «Хабре» и VC. Ещё читала «Чистый код» [Роберт Мартин] – но не просите цитировать! – и «Scrum. Революционный метод управления проектами» [Джефф Сазерленд].
«Я решила: попрошу у них столько, что они мне откажут. А они: “Окей!”»
А как обучение отразилось на твоей работе?
Я сменила работу. Стала прокачивать личный бренд, как рекрутер. Попробовала все соцсети, писала тексты с красивыми картинками. В процессе обучения получила оффер. Тогда я в себя не верила; мне казалось, что я была не готова: там была задача «собрать офис с нуля и вывести туда 30 человек за год». Дальше начались смешные вещи. Я решила: попрошу у них столько, что они мне откажут. А они: «Окей!». Ну, я подумала, что хотя бы три месяца испытательного срока буду получать нормальную зарплату. В эту субботу было четыре года, как я работаю в этом месте. Сейчас я руководитель направления адаптации и обучения, внутренний карьерный консультант и коуч.

А в какой компании ты сейчас работаешь?
В «МТС Диджитал».

Какие три совета, чтобы получить оффер, ты дала бы тем ученикам, кто боится и неуверен в себе?
Как говорила Радмила Хакова: «Страх – не повод не делать». Сделаешь один раз, второй – и окажется, что так можно было. Нужно просто сделать первый шаг.
Второе: есть в твоей жизни что-то, чего ты добился. Нужно «вытащить на свет» свои победы и напомнить себе, что если ты уже был молодцом где-то, то будешь ещё раз.
Третье: помнить, что те крутые люди, на которых ты равняешься, тоже когда-то начинали; слушай, что они говорят про свои ошибки и неудачи.

Сошлись ли твои ожидания от курса с реальностью?
Мне очень понравилась часть, связанная с подбором, с коммуникациями, сорсингом. У меня расширились источники поиска. При вялотекущем подборе в предыдущей компании, я могла развернуть «карту поиска» и поискать везде. Естественно, когда у тебя в работе 20 вакансий, ты всё равно ограничиваешься 1-2 источниками. Не знаю, почему так получалось, но на плагины времени не хватало. А тут я смогла всё потестить. Я очень много ждала от части, когда эксперт рассказывает о своём направлении. И меня очень вдохновляло, что я смогу написать на «Питоне» чат-бот. Но не смогла: мне не хватило часов, чтобы мой мозг стал мозгом разработчика. Эту часть я не добила и сожалела об этом. Но сейчас я понимаю, что если у меня возникнет такая задача, я вынесу это на аутсорс.

Насколько выросла твоя заработная плата? Давай сравним первую компанию с первым грейдом в той компании, где ты сейчас работаешь.
При переходе зарплата выросла в два раза.
«Важно направлять мозг в труднодоступные места»
Как ты планируешь дальше развиваться?
Мне нравится работать с руководителями: все они создают разные продукты. Я продолжаю выбирать для себя развитие руководителей и топ-менеджеров. Часто IT-лидерами становятся не потому, что к этому долго шли и готовились, а потому что они – настоящие профессионалы с развитыми hard skills, на несколько голов выше других! А тут нужно управлять людьми, работать с возражениями, и мне очень интересно помогать им прокачивать soft skills.

Вообще у меня много проектов: вот, я записала свой авторский курс по дизайну карьеры, веду ютуб-канал, занимаюсь разными коллаборациями.

Самое главное, что дало тебе обучение в OTUS.
Я поняла, что если захотеть, всё возможно. И что важно направлять мозг в труднодоступные места. Мне нравится быть физиком-лириком. И когда ты в обе стороны себя растягиваешь, ты растёшь. Это ощущение, что я могу понять и про «хард» и про «софт», дало мне уверенность: именно так я и хочу дальше.

Что бы ты ещё хотела добавить?
Что на профессию надо смотреть шире. Признак хорошего специалиста – выход за рамки. Классное ощущение, когда тебе всегда мало. Это не про жадность, а про жажду знаний.

Три совета студентам OTUS от Асии
  • Чётко понять, для чего тебе обучение
  • «Вытащить на свет» свои победы и напомнить себе, что если ты уже был молодцом где-то, то будешь ещё раз
  • Помнить, что те крутые люди, на которых ты равняешься, тоже когда-то начинали; слушай, что они говорят про свои ошибки и неудачи