Саидмагомед Магарамов
Заместитель CTO в компании «НТЦ Амплитуда»
Выпускник курса «CTO / Технический директор»
«Чтобы понять, можно ли применять знания курса на других направлениях помимо IT, мне потребовалось два месяца»
Саидмагомед Магарамов занимал должность начальника отдела разработок в компании «НТЦ Амплитуда». Сейчас он – заместитель технического директора в той же компании. Казалось бы, обычная история про повышение. Если бы не одно «но»: «НТЦ Амплитуда» – не относится к сфере IT: предприятие специализируется на радиационной безопасности.

Зачем Саидмагомед пошёл на курс для IT-специалистов?
И самое главное – что получилось в результате?

Об использовании гибких методологий вне IT, карьерном росте и применимости западных методик в российских реалиях – читайте в сегодняшнем интервью.

Привет! Расскажи о себе: кем ты раньше работал, какие у тебя были обязанности?
Работал там же, где и работаю сейчас, в «НТЦ Амплитуде». Компания разрабатывает и производит различные приборы и линейки устройств в области радиационного контроля и ядерной медицины. Я был начальником отдела разработок – это инженеры-электронщики, схемотехники, программисты разных направлений. В мои обязанности входило управление группами разработки РЭА и ПО, постановка задач и контроль за их выполнением, а также разработка различных планов.

После прохождения курса мне намекнули, что компания заинтересована в моём росте и использовании полученных навыков, скажем так, «в поле». Через два месяца предложили заместителя технического директора: хотели выяснить, насколько я «потяну» эту позицию. Мне поставили несколько задач уровня топ-менеджера, где можно опробовать все полученные знания.
А сколько ты работал на предыдущей должности в этой компании?
Почти полтора года.

Ты сам решил пройти обучение?
В прошлом году я на OTUS нашёл курс по Rust, подписался на него. Потом подумал: «не хочется мне в сторону экспертизы в языке уходить, хочу по карьерной лестнице расти». Когда отказался от курса, мне позвонили и сказали: «У нас есть другой курс – “Технический директор”. Интересно ли?». Я думаю: «Давайте-ка попробую». Попробовал, втянулся: мне понравилось. Да, наверное, и всё. Если кратко, то менеджер OTUS хорошо продал мне курс.

А почему интересовался Rust?
Я не помню, когда впервые прочитал про сам Rust, его стандарты и подходы, но язык «с особенностями» меня заинтересовал.

Сколько времени уходило на обучение, и как это – совмещать работу и учёбу?
В принципе комфортно. Не сказал бы, что там какая-то тяжесть была. Самый сложный момент был ближе к Новому году, когда надо много сдавать и много делать, а людей как всегда не хватает. «Предновогодние» лекции проходили в формате: слушаю лекцию – параллельно работаю: отчёты, графики, подведение итогов…
«Тут такая история: я сам тормозил с повышением»
Но ведь ещё и подготовка в декабре. Как обстояла ситуация с тайм-менеджментом?
Прекрасно. Учитывая, что у нас были январские выходные, идеально всё прошло.

Появилось время, когда можно сдать пропущенные домашки. И тогда, естественно, появился какой-то скелет будущего проекта. То есть декабрь никак не повлиял [на загруженность].

То есть тебе вообще не пришлось от чего-то отказываться, чтобы успевать учиться?
Нет.

В начале курса студентам всегда отправляют список статей, книг, сайтов.

Слушал ли ты какие-то лекции, подкасты?
Да, в самом начале курса давали список литературы. Многое из этого я нашёл.
Больше всего изучал «PMBOK», а книга Ицхака Адизеса «Стили менеджмента» до сих пор со мной. Плюс [книги] Голдратта Элияху. На него тоже иногда ссылаюсь. Но это не как с художественной литературой, когда сел и читаешь. Тут открываешь книгу, если есть какой-то вопрос. Так что какую-то часть книг я уже прочёл, а к какой-то ещё возвращаюсь и почитываю.

Итак, в январе заканчивается курс. Когда тебя повысили?
Тут такая история: я сам тормозил с повышением. Были предпосылки, намёки: мол, давай-давай. Но я говорил: «Пока нет, мне надо самому разобраться, готов я на все 100 или не готов». Мне дали не «техдира», а зама [технического директора]. Соответственно повысили в конце марта. Через два месяца после окончания курса.

А как ты готовился к новой позиции?
Дело в том, что курс CTO больше направлен на айтишников: там и инструменты, и методологии, и подходы больше годятся для айтишников. Мне нужно было понять для себя: можно ли это «наложить» на проектировщиков и на конструкторов?

Условно: посчитать работу конструктора намного легче, чем посчитать работу программиста (чтобы выставить KPI, например). Но, с другой стороны, у конструкторов есть тоже есть своя специфика. Чтобы понять, можно ли применять знания курса на других направлениях помимо IT, мне потребовалось два месяца. И, да, можно. Везде одно и то же.

Знаешь, я как-то заходила в магазин и там была канбан-доска: они пытались интегрировать скрам. Это был обычный магазин, где продают на развес кошачий корм и гречку. И они интегрировали эту методологию, следили за показателями сотрудников…
Ну тут соглашусь. Плюс, те же сетевые графики появились, когда не было понятия IT. Они относились больше к производству.
«До этого я контролировал маленький кусок системы, а теперь я понимаю, как должна работать целая система вместе со всеми процессами»
Было ли у тебя какое-то собеседование?
Я же рос в компании, где работаю. Все мои умения, навыки и стремления видны руководству.

Просто иногда в крупных компаниях, в компаниях-гигантах проводят [внутренние] собеседования…
Нет, компания маленькая – 230 человек. Я и до этого напрямую общался с руководством, поэтому собеседования как такового не было. Это был больше разговор про пул задач, которым я должен заниматься.

Наверное ты особо не готовился, а просто пришёл на встречу?
Да, я примерно понимал, что от меня будут требовать и куда мне расти.

Многие студенты, которые приходят на этот курс, тоже хотят повышения. Какие три совета ты дашь ученикам, чтобы получить повышение до CTO?
Первое – верить в себя, в свои силы. Второе – не бояться браться за что-то новое.

Третьего совета у меня нет.

Когда тебе предлагали эту позицию, скорее всего у тебя были какие-то ожидания от должности CTO. Сошлись ли твои ожидания с реальностью?
Вернёмся чуть назад: я пока не работаю на позиции технического директора. Я пока зам. Позиция технического директора свободна и ждёт меня. Это первое. Второе: если брать специфику самой компании, я уже понимал, что нужно починить, поменять, улучшить. Отличается ли в корне то, что я ожидал, от того, что я по факту получил? Я получил больше, чем ожидал. Многие вещи дались очень легко: мои предложения услышали и со всеми пожеланиями согласились.

А что нравится в нынешней позиции? Если сравнивать с прошлой.
Что контроль над некоторыми процессами стал шире. До этого я контролировал маленький кусок системы, а теперь я понимаю, как должна работать целая система вместе со всеми процессами.

Изменился ли твой образ жизни? Стал ли ты общаться с новыми людьми, ходить на конференции, митапы?
Пока нет. Времени не хватает. Я всё время в работе.
«Не копировать западные методики, а использовать то, что больше подходит нашему менталитету»
Как ты применяешь в работе изученное на курсе?
Я понял, что нельзя выстроить управление проектом, где используются разные методологии: нужно прийти к компромиссу и использовать один подход для управления всем. Плюс разбрался в разных типах руководителей. Также HR-блок курса был очень хорошим: до сих пор использую разные советы и подходы. Ещё для меня стала открытием матрица компетенций, хотя я должен был, конечно, знать про неё. При выстраивании матрицы понятно, какому сотруднику и куда расти.

Есть ли у тебя какие-то планы по дальнейшему развитию?
Ну, сначала бы дорасти до позиции, о которой мечтает любой инженер…

Ну, не все мечтают. Не все хотят в менеджемент уходить.
Тогда скажу так: о которой я мечтаю. Ещё думал, что если время появится, хочу лучше понять операционную деятельность компании, буду проходить курс «COO», который Илья Прахт ведёт. Может запишусь как-нибудь, если хотя бы часа 4 свободных в неделю появится.

И последний вопрос. На сколько ты стал больше зарабатывать?
На четверть. Если будет повышение [до CTO], буду зарабатывать вдвое больше.

Что ещё ты хотел бы добавить?
Наверное можно добавить в курс что-то, что можно применять именно в наших реалиях. Не копировать западные методики, а использовать то, что больше подходит нашему менталитету.

Например?
[Про] отношение к дисциплине, к самой работе. Обычные вещи, которые должны учитываться в зависимости от менталитета конкретной страны. Да, в курсе были моменты про менталитет людей, но это больше относилось к переговорам: азиатский стиль, американский… Но тема не раскрывалась в плане руководства коллективом и организации работы.

Советы выпускникам OTUS от Cаидмагомеда
  • Верить в себя, в свои силы
  • Не бояться браться за что-то новое
Книжная полка Саидмагомеда
  • Ицхак Адизес «Стили менеджмента»
  • «PMBOK»
  • «Русская модель управления» А.Прохоров
  • Сунь-Цзы «Искусство войны»
Узнайте больше про обучение на курсе «CTO / Технический директор»