Андрей Литвиненко
Технический директор, KMA.biz
Выпускник курса «CTO / Технический директор»
«Как только мы перестаём учиться, мы начинаем деградировать»

По распространённому мнению, курсы оканчивают, только чтобы повысить зарплату. Мол, это главный мотивирующий фактор. Но история Андрея – технического директора в KMA.biz – опровергает это клише. Когда Андрей шёл на обучающий курс, его основной целью были вовсе не деньги, а развитие, реализация потенциала и свобода в принятии решений. О том, почему Андрей пустился на поиски знаний и к чему это привело – читайте в сегодняшнем интервью!

Андрей, расскажи, кем ты раньше работал?
Я уже практически 17 лет в ИТ. Прошёл весь карьерный трек от младшего бэкенд-разработчика до CTO. Последнее рабочее место до обучения – стартап. Забегу немного назад: с 2018 года я работал в «Газпром-медиа», там у меня была большая зона ответственности: руководил отделом продуктовой разработки. Тогда мой генеральный директор основала новую компанию и меня туда тоже позвали. Мы целились в b2b-сегмент, планировали разрабатывать бизнес-платформы, но «не взлетело», и я понял, что надо идти куда-то дальше.
«У меня в голове всегда были какие-то идеи, но не было компетенций»
А что тебя не устраивало? Почему решил пойти на обучение?
Не то чтобы меня что-то не устраивало. Просто если ты не развиваешься, ты деградируешь. Промежуточного состояния здесь не бывает. Задачи на прошлой работе перестали меня мотивировать, и тогда мне показалось, что я могу развиваться дальше. У меня в голове всегда были какие-то идеи, но не было компетенций. И тогда я понял: надо расти в сторону CTO. Задался вопросом, как это делать? Решил, что хорошо было бы пойти на курсы.

Вот ты говорил, что «стартап не взлетел». Именно тогда ты понял, что надо искать курсы? Когда ты начал учиться?
В августе принял решение, что пора. А начал обучение в сентябре 2023. Тогда я уже нигде не работал: покинул компанию; ушёл в никуда, чтобы сконцентрироваться на поиске. Искал работу на позиции CTO, но не получалось. Подумал, курс может помочь в поиске работы. Тогда ваш курс уже стартовал и я сомневался, стоит ли мне вливаться по ходу обучения. Но меня уговорили, я не смог отказаться. В итоге нагнал программу.


Итак, ты уволился и занимался обучением, искал работу. Как ты организовывал время?
Так как я не работал у меня все дни были свободны. С утра отводил ребёнка в сад, смотрел обучающие ролики на Ютубе. Днём читал книги, занимался развитием собственного бренда, писал много постов в LinkedIn. По вечерам занимался в OTUS.

Время распределял по календарю. С помощью календаря выстроил «work-life balance». Пользовался различными приложениями для заметок и напоминаний.


Можно ли сказать, что курс помог найти этот баланс между работой и жизнью?
Да, можно сказать, OTUS помог в этом деле. Вот мне понравилось, что когда я пришёл на курс, сразу же в календаре подключил расписание от OTUS. Очень удобно, не надо самому это делать. Респект!
«Работа CTO – это много переговоров с другими руководителями и с подчинёнными»
Ты сказал, что читал много литературы. Какие книги можешь посоветовать?
Выделю несколько основных, которые произвели на меня большое впечатление.Первая книга, которую я советую вообще всем, кто хочет развиваться в жизни, – «Спасибо за обратную связь: как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы». Книга рассказывает о том, как понимать, что человек хочет на самом деле сказать, даже если он говорит это другими словами. Книга о выражении своих чувств, мыслей. Ещё мне понравились «Переговоры с монстрами. Как договориться с сильным мира сего» и «Кремлёвская школа переговоров». Я начал читать эти книги, чтобы улучшить переговорные навыки, потому что работа CTO – это много переговоров с другими руководителями и с подчинёнными. Также большое впечатление на меня произвела книга «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей». Эта книга про типы лидеров, про их особенности и про то, как с ними правильно взаимодейстовать. И ещё я бы выделил книгу «Цель» и «Цель 2», про бережливые подходы в производстве, про теории ограничений. И ещё «Проект "Феникс"» – там много отсылок к книге «Цель. Цель 2», но с большим фокусом на IT.

Были ли у тебя какие-то трудности во время обучения, которые ты преодолевал?
Да, были. Некоторые я даже не до конца преодолел: например, не всегда мог заставить себя делать домашние задания. Некоторые залетали на ура, а некоторые – откладывал на потом и заставлял себя делать из-под палки. Ещё не хватало каких-то практических ситуаций, но, насколько я знаю, в этом плане курс потом исправили по отзывам учеников.

Как ты искал работу?
У меня постоянно были встречи с эйчарами, я постоянно прохождил всякие этапы. Поиск не прекращался [на время учёбы]. В какой-то момент у меня случился «скачок уверенности в себе», мне стало легче проходить собеседования. Возможно я просто отпустил ситуацию. Ну или мне помогли новые знания.

А где именно ты искал работу?
Я не использовал много ресурсов. Во-первых, в LinkedIn: там я писал посты, рассказывал о собственных подходах, ценностях, кейсах – такое долгосрочное представление себя. Во-вторых на hh.ru. Бесконечно шлифовал резюме, но в какой-то момент просто забил: мол, написал и написал. Другие площадки, вроде «Хабр Карьеры», не использовал. Ну может телеграм-каналы какие-то смотрел.

Читал ли какие-то ресурсы по карьере, посещал ли тематические вебинары?
Да. Но вебинары не посещал. Проходил курс на Coursera: он был скорее вводным и заточенным под западные компании. Читал много статей, смотрел видео, но понял, что все они сводятся к одному, что я сам уже могу писать такие статьи и записывать такие видео. Но мне это помогло. Одна вещь, которая 100% помогла чётко и структурировано рассказывать о себе на собеседовании, – это выписать все достижения, которыми я горжусь, и по каждому написать историю по схеме: ситуация – задача – действие – результат. Так у меня получилось несколько очень структурированных и понятных историй.

Как проходило собеседование, какие задавали вопросы, были ли неожиданные вопросы?
Неожиданных вопросов не было, а само собеседование проходило в шесть этапов.Первое собеседование было с эйчаром; второе – с HR-директором; третье – с проект-менеджером; четвёртое – с моим руководителем, исполнительным директором; пятое – с двумя основателями компании. Ну и шестое – оффер: поторговались немножко, обсудили условия. Меня приятно удивила быстрая обратная связь. Все этапы прошли за полторы недели. А мне все говорили: «ну ты понимаешь, CTO такая позиция: пока согласуют, пока подумают – могут пройти месяцы…» Что ещё приятно удивило: на всех этапах, начиная со встречи с HR-директором, мне честно рассказывали: кого и под какие задачи ищут.
«Если вы повар и ненавидите чистить картошку, а вакансия предполагает, что 90% времени вы будете заниматься именно этим, не стоит врать, что вы обожаете чистить картошку»
Да, я сама удивилась. Обычно CTO действительно ищут месяцами.А какие советы ты дашь нашим ученикам, чтобы получить оффер? Три совета.
Первое: адекватно воспринимать ваши сильные и слабые стороны и не бояться открыто о них говорить. Второе: научиться признавать собственные достижения и заслуги. Ведь часто нам кажется: то, что мы делаем – это очень просто, это может сделать любой. И сюда же хочу добавить: нельзя сравнивать пути достижения результата. Что для одного вершина, то для другого лишь начало пути. И ещё сюда же: грамотно составляйте резюме, а не «я работал работу и выполнял задачи». Спросите себя: почему компания вообще должен вами заинтересоваться? Третье: будьте собой. Не пытайтесь угадать, кто нужен работодателю. Даже если вы угадаете и у вас получится исполнять чужую роль, вам не в кайф будет работать.

Конечно, мы все склонны преувеличивать хорошее и преуменьшать плохое.Но это не значит, что нужно подстраиваться под работодателя. Если вы повар и вы ненавидите чистить картошку, а вакансия предполагает, что 90% времени вы будете заниматься именно этим, не стоит врать, что вы обожаете чистить картошку. Ведь потом 90% времени будете просто страдать.
«…я нахожусь на самой верхушке пищевой цепи технарей. Я – самый главный технарь»
Так где и кем ты сейчас работаешь? Если это можно говорить, конечно же.
Техническим директором в компании KMA.biz.

Нескромный вопрос: насколько больше ты стал зарабатывать по сравнению с прошлой должностью?

Ха! Я стал зарабатывать меньше. Но это был осознанный шаг: на прошлой работе я не развивался и мне было скучно. А здесь я пробил «стеклянный потолок» и занял позицию CTO. Плюс этот момент я проговорил с работодателем: мол, через полгода приду по поводу повышения зарплаты и мы это обсудим.

Что тебе нравится в нынешней работе?
Полнота ответственности за всё направление. Это то, к чему я стремился: к принятию полностью самостоятельных решений. Я, конечно, могу пойти к своему руководителю за советом, но он вряд ли поможет мне в технических вопросах – ведь он операционный директор. То есть я нахожусь на самой верхушке пищевой цепи технарей. Я – самый главный технарь. И мне это нравится. Мне нравится, что в моих компетенциях строить процессы в разработке так, как вижу их я. И важно, что моё руководство доверяет мне в этих вопросах.

Сошлись ли твои ожидания от курса и работы – с реальностью?
В целом сошлись. Да, в начале мне не хватало случаев из практики, но потом это исправили. Что-то я знал и без курса, но курс помог это структурировать. Плюс новая теоретическая информация. На работе – всё по-разному. Всё зависит от компании. Можно рисовать идеальные процессы в теории, но когда ты приходишь в компанию и начинаешь работать в поле, выясняется: всё не так. Это реальность, к этому надо относиться объективно. Было бы всё хорошо, тебя бы никто не звал. Зовут, чтобы решать проблемы. Мне нравится решать проблемы.

Какие навыки и инструменты из курса ты применяешь в работе?
Коммуникации. С командой, с бизнесом. Это, наверное, трансформация мышления.Я по себе чувствую, что больше начал думать про работу и свой департамент с точки зрения бизнеса: насколько мы помогаем бизнесу в достижении целей?Если брать что-то более конкретное, то мне помогала тема найма сотрудников.

Но самое основное – это действительно трансформация мышления, трансформация отношения: от исполнителя, который думает только о команде разработки, – к более стратегическому видению, к способу достижения целей бизнеса.

Как планируешь дальше развиваться? Будешь ли проходить какие-то курсы, подтягивать навыки?
Продолжу развиваться в плане коммуникации и презентации. Ведь я буду преподавать в OTUS, на курсе «CTO / Технический директор». И это [развитие навыков коммуникации и презентации], в том числе, поможет мне закрепить теоретические знания в тех частях курса, которые я буду преподавать. Ещё буду активно нарабатывать опыт поверх теоретических знаний. Теория помогает с методологическими подходами, а практика – это компромисс между чем-то и чем-то.

Что бы ты хотел добавить от себя?
То, с чего мы начали. Не останавливайтесь. Развивайтесь, постоянно узнавайте новое. Так или иначе – оно помогает в жизни. Это нелегко, не всегда время находится. Но как только мы перестаём учиться, мы начинаем деградировать.



Книги, которые Андрей рекомендует нашим читателям:
  • «Спасибо за обратную связь: как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы» (Дуглас Стоун, Хин Шейла)
  • Переговоры с монстрами. Как договориться с сильным мира сего» (Игорь Рызов)
  • «Кремлёвская школа переговоров» (Игорь Рызов)
  • «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей» (Ицхак Адизес)
  • «Цель» и «Цель 2» (Элия М. Голдратт)
  • «Проект "Феникс"» (Джин Ким, Кевин Бер)
  • «Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы» (Рос Джей, Ричард Темплар)