Интересная мысль. Давай поговорим о работодателях. У тебя, наверное, есть какой-то образ идеальной работы. Скажи, что тебя драйвит? Какое окружение и какие ценности для тебя важны? И что тебя отталкивает? Я, как и многие, смотрю на бренд. Даже скорее на продукт. Было бы здорово, если бы я, как сотрудник, тоже пользовалась этим продуктом. Второе – это люди, с которыми должен быть какой-то «match». Если говорить про отталкивающие стороны, то триггерит бюрократия, потому что отнимает время.
Что для тебя бюрократия?
Делать задачи, которые ни к чему не ведут. Например, заполнять таблички, которые никто не смотрит.
В последнее время появилось много информации о важности экологичной среды и отсутствии токсичности. Что думаешь по этому поводу? До этой компании я работала в достаточно токсичной среде. Могу сказать, что это демотивирует сотрудников. Когда люди работают там, где к ним прислушиваются, они понимают, что находятся в едином поле и двигаются в одном направлении. Это и есть экологичная среда, как мне кажется.
Забегая вперёд: три или четыре месяца назад Милена сменила работу.
Когда ты искала работу, ты составляла для себя какой-то план или это было стихийно? Хороший вопрос. Мне кажется, в какой-то момент я сделала всё правильно. Задачи, которыми я занималась на прошлом месте работы, перестали меня вдохновлять и я заявила, что хочу заниматься чем-то другим. Но таких возможностей у компании не было. И я решила посмотреть, где такие возможности есть. Выбор сделала исходя из описания тех задач, которыми предстоит заниматься. Ещё важен был бренд.
Как бывший рекрутер, скажи, с чего начинать поиск работы? С понимания позиции и резюме. Резюме должно соответствовать позиции, на которую претендуешь. Рекрутеры смотрят на релевантность: нужно хотя бы описать, как ты выполнял соответствующие задачи, даже если они не были твоей основной деятельностью. И ещё нужно показать, что есть желание развиваться. Рекрутер должен понять, что у тебя есть хотя бы какая-то цель.
Насколько резюме айтишника отличается от резюме сотрудника бэк-офиса? По-моему айтишники мало пишут о себе. Какие-то вещи они не считают чем-то глобальным, а на самом деле – это классная фича! Не все пишут о достижениях. Вот сотрудники бэк-офиса всегда пишут, что они сделали. Айтишники скромны. Хотя я и встречала забавные, весёлые резюме из разряда: «нет такого камня, который не могли бы сдвинуть мои лапки». С тех пор это стало моим девизом.
Давай перейдём от подготовки резюме к стадии собеседования. Как ты готовишься к собеседованию? Есть ли у тебя какие-то традиции? Обязательно вымою голову. Я в HR, а потому должна выглядеть максимально опрятно. Я бы посоветовала лучше выбирать локацию: специалистам «с той стороны» могут мешать посторонние звуки. Выбирай спокойное, тихое место. Ещё я советую изучать компанию, в которой проходишь собеседование. Узнай о её ценностях и продуктах. Заранее составь список вопросов, которые помогут лучше узнать, насколько тебе интересна эта роль и эта компания; понять, насколько там возможно дальнейшее развитие.
Расскажи какие-нибудь забавные истории про твои собеседования! Думаю, ты понимаешь, что я имею в виду. Как-то раз, когда я была кандидатом, меня спросили: «А ты знаешь, с кем ты будешь общаться?». Я говорю: «Нет». Рекрутер мне: «Но ты ведь учишься в OTUS. Неужели у тебя нет никаких предположений?». «Нет, никаких!» – отвечаю. И тут слышу: «Понимаешь, человек, которому мы ищем сотрудника – твой преподаватель.»
И тут у меня всё сошлось: «Кирилл!»
Контекст: Кирилл Лавренюк – руководитель группы HR-продуктов в Samokat.tech. Когда Милена устраивалась в эту компанию, она не знала, что там работает её преподаватель. Встреча на собеседовании стала для Милены неожиданностью. Почему ты выбрала направление «HR бизнес-партнёрство»? Мне стало интересно, чем занимаются HRBP. У меня сложилось впечатление, что они работают только с бюджетом. Но оказалось, что их сфера деятельности намного шире. Я захотел понять, какими знаниями они должны обладать, что должны уметь делать.
А почему выбрала OTUS? По рекомендации авторитетного человека. Затем я окунулась в программу курса: опиралась на наполненность курса и на время. График курса меня полностью устроил.
Расскажи о процессе обучения. Мы занимались два раза в неделю по полтора часа, иногда дольше: участников было немало, и каждый хотел задать какой-то вопрос. Некоторые занятия были интерактивными, некоторые – в формате лекций, после которых можно было задать вопросы. Что касается интерактивных занятий: на них я впервые познакомилась с Miro. Классный инструмент для работы. Ещё были задания, когда нужно распределиться по группам и придумать концепцию или стратегию, опираясь на какой-то кейс. Задания были так хронологически выстроены, что нас потихоньку вели к выпускной работе. Преподаватели направляли в нужную сторону. Например, могли посоветовать что-то почитать.
Совмещала ли ты работу с учёбой? И как именно? Да, совмещала. Мне повезло, что в эти дни я работала удалённо из дома.
Два раза в неделю по полтора часа – это немного. Но домашняя работа могла занять много времени: бывало, за выходные не успевала. Я старалась делать везде по чуть-чуть, чтобы к чему-то прийти. За своё обучение я пропустила только два занятия. Но записи выкладывают очень быстро, и я их посмотрела ровно в тот же день. Самое главное – можно задать вопрос преподавателю, который вёл лекцию, получить быстрый ответ.
Как эффективно организовать день, чтобы оставалось время на развитие? Составлять календарь. Не только календарь рабочих задач, а всего, что делаешь. Вот я занималась английским и фиксировала себе, что в такое-то время занимаюсь только английским. Ещё важно держать баланс между работой и личной жизнью.
Можешь рекомендовать какие-то книги или материалы, которые должен изучить каждый? Могу сказать, какие книги вдохновили меня:
- «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности»
- «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»
- «Как работает Google»
Делю книги на те, которые пригодятся в принципе, и на профессиональную литературу.