Милена Фролова
Samokat.tech, Change manager
«Сейчас я чувствую себя птенчиком, который учится летать. Но я знаю, как должна выглядеть взрослая птица. »

Милена Фролова пришла в HR из кино. При этом училась на психолога, а в школе вообще мечтала стать мастером конного спорта.

Перед вами история о том, как стремление к цели помогает преодолевать трудности, ведёт человека вперёд. О карьере, жизни, учёбе и принципах Милены Фроловой, выпускницы OTUS и менеджера изменений Samokat.tech – читайте в сегодняшнем выпуске.

Интервьюер – Кирилл Лавренюк, руководитель курса IT HRBP


Пять главных тезисов Милены о себе
– Я очень коммуникабельна
– Я энергична, поэтому сейчас работаю в HR
– Гибка к изменениям
– Я никогда не сдаюсь
– Я всегда учусь чему-то новому

Скажи, а ты раньше задумывалась, что ты будешь работать в HR или видела какой-то другой путь?
До того, как я пришла в HR, восемь лет работала в совершенно иной сфере – в сфере творческой [кино]. Честно: никогда не думала, что попаду в HR. Но в какой-то момент сфера IT начала сильно развиваться и меня стали окружать люди, связанные с IT. Однажды кто-то из них вспомнил, что я училась на психолога в университете, что у меня специализация «Психология переговоров и разрешение конфликтов». И меня спросили: почему ты не хочешь попробовать себя в HR, раз ты очень любишь общаться с людьми? Я сказала: «Почему бы и нет?». Тогда я прошла первое интервью в консалтинговую компанию на роль рекрутера.


А если пойти дальше: школа, университет… Вот кем ты хотела стать в детстве?
В школе я занималась конным спортом. Думала, буду каким-нибудь мастером спорта. Но случилась травма: из-за неё я не могла продолжать спортивную карьеру и решила: пойду учиться на психолога. Однако я рассматривала это не как специальность для будущей работы, а как хорошее базовое образование. В университете я хотела продвигать отечественный кинематограф.


Я часто сталкивался с тем, что люди не понимают, кто такой HR. Вот как бы ты ответила на вопрос «кто такой HR»?
HR – это про людей и для людей. Если конкретнее, то HR упрощает жизнь другим людям, «сводит» одних – с другими.
«Когда человек выгорает в одном, он рождается в чём-то другом»
Вот работала ты в кино. Скажи, при каких обстоятельствах ты пришла к мысли, что пора переходить в другую сферу?
Это сейчас прозвучит очень субъективно: людям важно, чем они занимаются и для чего. Работа, на которую я хожу, должна иметь смысл, должна приносить кому-то пользу. Однажды мне показалось, что я могу быть полезна в другом месте, потому что исчерпала все возможности и перестала гордиться тем, что делаю. Делать хорошее кино очень сложно, и у меня родилось желание делать что-то другое. Когда человек выгорает в одном, он рождается в чём-то другом.


Сейчас я уже третий год в HR и вижу в этом всё больше смысла.

Вот говорят: «любовь живёт три года». То время, когда человек с полной самоотдачей занимается каким-то видом деятельности. А ты в HR как раз три года. У тебя всё ещё «горят глаза»?
Горят. Но за три года произошла какая-то трансформация. Это важный момент: если бы я [до сих пор] сидела на той же позиции, что и в самом начале, то наверное бы расстроилась. Но я уже поверила в себя когда-то. И поняла, что можно верить и дальше, учиться чему-то другому и развиваться. Когда человек пытается узнать: где этому научиться? где прочитать? где посмотреть? – он совершает маленькие шаги в развитии. Получается, каждый раз ты делаешь что-то новое. Отучившись на психолога, могу сказать: в психологии внимания и памяти есть такое выражение «повторение без повторения». Каждый раз что-то делая, ты делаешь это по-новому, а не повторяешь одни и те же действия. Так происходит развитие.
«Рекрутер должен понять, что у тебя есть хотя бы какая-то цель»
Интересная мысль. Давай поговорим о работодателях. У тебя, наверное, есть какой-то образ идеальной работы. Скажи, что тебя драйвит? Какое окружение и какие ценности для тебя важны? И что тебя отталкивает?
Я, как и многие, смотрю на бренд. Даже скорее на продукт. Было бы здорово, если бы я, как сотрудник, тоже пользовалась этим продуктом. Второе – это люди, с которыми должен быть какой-то «match». Если говорить про отталкивающие стороны, то триггерит бюрократия, потому что отнимает время.


Что для тебя бюрократия?
Делать задачи, которые ни к чему не ведут. Например, заполнять таблички, которые никто не смотрит.

В последнее время появилось много информации о важности экологичной среды и отсутствии токсичности. Что думаешь по этому поводу?
До этой компании я работала в достаточно токсичной среде. Могу сказать, что это демотивирует сотрудников. Когда люди работают там, где к ним прислушиваются, они понимают, что находятся в едином поле и двигаются в одном направлении. Это и есть экологичная среда, как мне кажется.


Забегая вперёд: три или четыре месяца назад Милена сменила работу.

Когда ты искала работу, ты составляла для себя какой-то план или это было стихийно?

Хороший вопрос. Мне кажется, в какой-то момент я сделала всё правильно. Задачи, которыми я занималась на прошлом месте работы, перестали меня вдохновлять и я заявила, что хочу заниматься чем-то другим. Но таких возможностей у компании не было. И я решила посмотреть, где такие возможности есть. Выбор сделала исходя из описания тех задач, которыми предстоит заниматься. Ещё важен был бренд.


Как бывший рекрутер, скажи, с чего начинать поиск работы?
С понимания позиции и резюме. Резюме должно соответствовать позиции, на которую претендуешь. Рекрутеры смотрят на релевантность: нужно хотя бы описать, как ты выполнял соответствующие задачи, даже если они не были твоей основной деятельностью. И ещё нужно показать, что есть желание развиваться. Рекрутер должен понять, что у тебя есть хотя бы какая-то цель.


Насколько резюме айтишника отличается от резюме сотрудника бэк-офиса?
По-моему айтишники мало пишут о себе. Какие-то вещи они не считают чем-то глобальным, а на самом деле – это классная фича! Не все пишут о достижениях. Вот сотрудники бэк-офиса всегда пишут, что они сделали. Айтишники скромны. Хотя я и встречала забавные, весёлые резюме из разряда: «нет такого камня, который не могли бы сдвинуть мои лапки». С тех пор это стало моим девизом.


Давай перейдём от подготовки резюме к стадии собеседования. Как ты готовишься к собеседованию? Есть ли у тебя какие-то традиции?
Обязательно вымою голову. Я в HR, а потому должна выглядеть максимально опрятно. Я бы посоветовала лучше выбирать локацию: специалистам «с той стороны» могут мешать посторонние звуки. Выбирай спокойное, тихое место. Ещё я советую изучать компанию, в которой проходишь собеседование. Узнай о её ценностях и продуктах. Заранее составь список вопросов, которые помогут лучше узнать, насколько тебе интересна эта роль и эта компания; понять, насколько там возможно дальнейшее развитие.

Расскажи какие-нибудь забавные истории про твои собеседования! Думаю, ты понимаешь, что я имею в виду.
Как-то раз, когда я была кандидатом, меня спросили: «А ты знаешь, с кем ты будешь общаться?». Я говорю: «Нет». Рекрутер мне: «Но ты ведь учишься в OTUS. Неужели у тебя нет никаких предположений?». «Нет, никаких!» – отвечаю. И тут слышу: «Понимаешь, человек, которому мы ищем сотрудника – твой преподаватель.»

И тут у меня всё сошлось: «Кирилл!»

Контекст: Кирилл Лавренюк – руководитель группы HR-продуктов в Samokat.tech. Когда Милена устраивалась в эту компанию, она не знала, что там работает её преподаватель. Встреча на собеседовании стала для Милены неожиданностью.


Почему ты выбрала направление «HR бизнес-партнёрство»?
Мне стало интересно, чем занимаются HRBP. У меня сложилось впечатление, что они работают только с бюджетом. Но оказалось, что их сфера деятельности намного шире. Я захотел понять, какими знаниями они должны обладать, что должны уметь делать.

А почему выбрала OTUS?

По рекомендации авторитетного человека. Затем я окунулась в программу курса: опиралась на наполненность курса и на время. График курса меня полностью устроил.


Расскажи о процессе обучения.
Мы занимались два раза в неделю по полтора часа, иногда дольше: участников было немало, и каждый хотел задать какой-то вопрос. Некоторые занятия были интерактивными, некоторые – в формате лекций, после которых можно было задать вопросы. Что касается интерактивных занятий: на них я впервые познакомилась с Miro. Классный инструмент для работы. Ещё были задания, когда нужно распределиться по группам и придумать концепцию или стратегию, опираясь на какой-то кейс. Задания были так хронологически выстроены, что нас потихоньку вели к выпускной работе. Преподаватели направляли в нужную сторону. Например, могли посоветовать что-то почитать.


Совмещала ли ты работу с учёбой? И как именно?
Да, совмещала. Мне повезло, что в эти дни я работала удалённо из дома.

Два раза в неделю по полтора часа – это немного. Но домашняя работа могла занять много времени: бывало, за выходные не успевала. Я старалась делать везде по чуть-чуть, чтобы к чему-то прийти. За своё обучение я пропустила только два занятия. Но записи выкладывают очень быстро, и я их посмотрела ровно в тот же день. Самое главное – можно задать вопрос преподавателю, который вёл лекцию, получить быстрый ответ.


Как эффективно организовать день, чтобы оставалось время на развитие?
Составлять календарь. Не только календарь рабочих задач, а всего, что делаешь. Вот я занималась английским и фиксировала себе, что в такое-то время занимаюсь только английским. Ещё важно держать баланс между работой и личной жизнью.


Можешь рекомендовать какие-то книги или материалы, которые должен изучить каждый?
Могу сказать, какие книги вдохновили меня:

  • «Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности»
  • «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»
  • «Как работает Google»
Делю книги на те, которые пригодятся в принципе, и на профессиональную литературу.
«Я не знала, как к этому идти, но я знала, к чему я хочу идти.»
Выходим на финишную прямую. Давай подытожим: Милена, где ты сейчас работаешь и что делаешь?
Я шла на «people partner», то есть должна была поддерживать сотрудников и выстраивать комфортную корпоративную среду. Через некоторое время в компании многое поменялось и наше подразделение превратилось в группу развития инструментов в HR. Моя роль трансформировалась в менеджера изменений. Но это не столько про изменения, сколько про процессы.

Считаю, что всё сложилось, как должно было сложиться. Я не про «оказаться в нужное время в нужном месте». Мне кажется, если у тебя есть какая-то точка, к которой ты хочешь прийти, то идти проще. Когда я работала рекрутером, у меня в голове была мысль: интересно, а как бы начать заниматься HR-проектами? Я про это думала, но вписаться было сложно. Я не знала, как к этому идти, но я знала, к чему я хочу идти. Не всё получается сразу. Главное не опускать руки и идти дальше.

Сошлись ли ожидание и реальность?
Что такое ожидание? Ты понимаешь, что ты будешь делать, и ты это делаешь. А я думала, что мне просто дадут прикоснуться [к желаемому]. В итоге – я часть процесса. Реальность превзошла ожидание.


Скажи, изменилось ли твоё мышление?
Я научилась смотреть на вещи не просто с другой точки зрения, а охватывать со всех сторон.


Что из программы OTUS ты используешь в работе?
Почти всё. Например, всю теоретическую базу, которую давали в начале, удалось применить на одном из проектов. Что касается практической части – тоже применяю. Что я могла сделать в домашней работе, здесь делаю в реальности.


Скажи, сколько времени ты уделяешь личному развитию, куда движешься, на что обращаешь внимание?
Я начинаю изучать всё, что попадает в руки. На работе у меня сам по себе сложился метод «70-20-10». Общеизвестный метод, но я его не выстраивала [намеренно]. 70% моего развития приходится на текущие задачи, 20% – на окружение, 10% – на чтение [обучающей] литературы.


Есть ли у тебя планы развития на будущее?
Мне интересно и дальше погружаться во все процессы. Сейчас я чувствую себя птенчиком, который учится летать. Но я знаю, как должна выглядеть взрослая птица. Если у меня появится возможность, не буду ждать, а постараюсь взлететь повыше. Ведь сейчас я в тех условиях, когда меня подхватят, если вдруг начну падать.


Какие три совета ты дала бы себе самой в начале карьеры?
Быть любознательной, не бояться пробовать новое, находить общий язык с любыми людьми.


А какой совет ты даешь себе из будущего?
Иди вперёд. И ничего не бойся.


Четыре жизненных принципа Милены
– То, чем я занимаюсь, должно меня радовать и развивать
– Помогать другим
– Грамотно распределять ресурсы
– Докапываться до истины