Валерия Колесова
Корпоративный архитектор «МТС Банка».
Выпускница курса «Enterprise Architect»
«Нужно было перейти на другое восприятие архитектуры»

Валерия Колесова – корпоративный архитектор «МТС Банка».
Училась на биолога, затем получала образование в сфере информационных систем и технологий. Но однажды поняла, что может стать классным архитектором. Как у неё это получилось, какую роль сыграли личные способности, а какую – правильно выбранный карьерный путь, и как в этом деле помог наш курс – читайте в сегодняшнем выпуске.

Расскажи, кем ты работаешь и какие у тебя обязанности?
Корпоративным архитектором в кластере «Дейли Бэнкинг» МТС Банка. Дэйли Бэнкинг – это всё, что обычный человек ассоциирует с банком: дебетовые карты, всевозможные переводы, платежи. Ещё у меня есть интересный проект «Цифровой рубль», который мы развиваем с Центробанком. Также я занимаюсь устройствами самообслуживания.

А как ты нашла OTUS?
На предыдущей должности я была техническим лидером, но это по сути менеджерская позиция. Я сильный solution-архитектор, а там приходилось больше заниматься «административкой». Мне это не нравилось, я хотела перейти в архитектуру. Я пришла в управление ИТ-архитектурой и попросила взять меня: со мной провели собеседование и предложили позицию корпоративного архитектора. Но о позиции корпоративного архитектора и не мечтала. Понимала, что мне не хватает знаний. Так что моей основной задачей было научиться воспринимать архитектуру на другом уровне абстракции. Потому что на уровне solution – ты более ограничен функционалом, которым занимаешься, и предметной областью, в которой работаешь.
А корпоративная архитектура – это ландшафт всего предприятия или большей его части. И мне было непонятно, что на этом уровне вообще можно делать? Это какая-то супервысокая абстракция, за которой я не вижу вообще ничего! Поэтому мне и нужно было перейти на другое восприятие архитектуры.

Как это – совмещать учебу и работу?
Я много где училась и совмещала работу с получением высшего образования. Совмещать всегда очень тяжело. Это какая-то сверхнагрузка. А вот здесь так получилось, что учёба помогала работе. Я применяла какие-то блоки, которые мы разбирали на занятиях. И наоборот: вот есть на работе какая-то задача, а по учёбе мы как раз движемся к этой теме. Работа с учёбой шли в ногу.


А как ты организовывала время, чтобы все успеть?
Я ничего не успевала. Поняла одно: не так страшно домашнее задание не сделать, как из-за этого не прийти на занятие. Ведь на занятии можно разобрать это домашнее задание с другими учениками.

Какие советы ты дала бы будущим студентам?
Первое: брать свой реальный проект, как материал. Не нужно брать проект или продукт, который ты хорошо знаешь, или который ты делал когда-то. Нет! Лучше брать что-то сырое и рабочее, чтобы лучше разобраться в предмете. Даже если какой-то жуткий NDA – всегда можно обезличить, чтобы решать текущую задачу.
Это помогает уменьшить разрыв между тем, что ты делаешь на работе, и тем, чем занимаешься в учёбе. Так ты снизишь трудозатраты. Вот большинство домашних работ, которые я делала, – это материалы по работе.

Второе: не молчать, участвовать в живых дискуссиях. Больше всего мне понравилось общаться с педагогом и однокурсниками. Архитектура – это не что-то высеченное в граните. У тебя огромная свобода выбора инструментов и подходов. Тут нужно мыслить творчески, и когда смотришь на чей-то проект и чего-то не понимаешь спрашивать: «Что это такое?». Так появится насмотренность и ты лучше поймёшь своё место в компании и свой продукт.

Можешь посоветовать дополнительные ресурсы по теме?
Я бы посоветовала заполнить технические пробелы в enterprise-архитектуре. Кажется, что там техники мало, но это не так. Здесь я бы посоветовала «Микросервисы. Паттерны разработки и рефакторинга» Криса Ричардсона, «Высоконагруженные приложения» Мартина Клеппмана, «Предметно-ориентированное проектирование» Эрика Эванса, ну и конечно статьи Мартина Фаулера про микросервисы. Ещё посоветовала бы «Site Reliability Engineering. Надёжность и безотказность как в Google». Вот мой набор.

А какое у тебя образование?
Первое – естественно-научное: биолог. Второе – «Информационные системы и технологии». Второе образование получила в 28 лет и с тех пор двигалась, развивалась.
В какой-то момент поняла, что очень хочу стать архитектором. Строила карьерный трек; меняла работы так, чтобы у меня было больше возможностей проектировать.
На самом деле [идти к цели] я рассчитывала четыре года. Но получилось за три с половиной.

«Я вообще не понимала, почему мне задают такие вопросы? От каких-то чуть ли не “общечеловеческих” до самых точечных, низкоуровневых»
Тяжело было проходить собеседование? Как ты нашла эту работу?
Да, тяжело. Я дошла до «развилки»: поняла, что выгорела и не хочу заниматься тем, чем занимаюсь, что хочу быть архитектором. И я могла бы пойти искать вакансии на рынке solution-архитектуры. но мне нравится моя компания и я решила сначала посмотреть, что есть внутри. Ведь я хотела уйти не из компании, а с этой должности. Пришла к техническому директору банка и сказала: так и так, больше не могу, хочу в архитектуру. Он не был этому рад, но и сопротивляться не стал: дал мне контакты наших архитекторов. У меня было два собеседования: техническое собеседование оказалось самым страшным в моей жизни: я вообще не понимала, почему мне задают такие вопросы? От каких-то чуть ли не «общечеловеческих» до самых точечных, низкоуровневых. Однако спустя год я поняла, что такая она и есть – работа корпоративного архитектора: ничего не понятно, но очень интересно!

Ты как-то готовилась к собеседованию?
Честно – нет. Я сказала, что хочу идти на solution-архитектора и была в себе достаточно уверена. Я хороший практик, и мне есть, что сказать. Но они решили прощупать, смогу ли я быть корпоративным архитектором? К такому я не была готова. Для меня это было странно, но в том-то и была их задача! После они посовещались и сказали: «Знаешь, давай попробуем. Ребята говорят, мозги у тебя работают правильно».
«Нужно хорошо ориентироваться в архитектуре, а предметная область – дело наживное.»
Какие три совета ты можешь дать нашим ученикам, чтобы получить оффер? Да, твой путь нестандартный, но возможно у кого-то тоже будет такой путь.
Во-первых, развивать насмотренность. Даже если нет возможности заниматься архитектурой, смотри чем занимаются другие: ведь на собеседовании можно сказать: «Знаю, что можно делать так-то и так-то. И вот в этой задаче я бы применил такой-то паттерн». Практические знания других людей могут компенсировать отсутствие собственного опыта. Во-вторых, не бояться, что чего-то не знаешь. Ты всегда не будешь что-то знать. Тебе всегда могут задать вопрос, на который ты не ответишь. Поэтому честно говори: я не знаю. В-третьих: не ограничивать себя в предметной области. Мол, если я всегда работал в сфере образования, то только там я что-то понимаю и только там буду двигаться. Нет. Модели более-менее едины для всех отраслей: люди одни и те же, проблемы одни и те же, подходы к проектирования информационных систем – одни и те же. Более того: если тебе удастся сменить предметную область – в будущем это будет большим плюсом: ты расширишь кругозор и поймёшь, что везде, в принципе, одно и то же. Нужно хорошо ориентироваться в архитектуре, а предметная область – дело наживное.

Теперь немного поговорим про новую работу. Что тебе нравится в нынешней работе?
Чудовищная ответственность. С одной стороны – это большой недостаток, потому что ты постоянно принимаешь решения и отвечаешь за всё. Вот кто-нибудь придёт и заявит: «Мы сделали эту фигню, потому что так архитектор сказал». Но это же и свидетельствует о твоей свободе! Ты настолько высоко забрался, что именно ты теперь тот человек, который решает, как оно должно быть. У тебя есть свое видение. И кайф в том, когда всё получается, когда всё заработало – это ни с чем не сравнимые ощущения.

Ещё нравится разнообразие: каждый раз ты делаешь разное. У тебя не какие-то отдельные дебетовые карты, а половина банка и везде свои сложности! А ещё нравится взаимодействие: для решения задач ты взаимодействуешь со всеми людьми: с информационной безопасностью, с инфраструктурщиками, с бизнесом, с архитекторами данных. Ты всех их объединяешь.

«Этого-то мне и не хватало: “осознания себя на уровне” – поэтому и пошла учиться»
Учитывая такую насыщенную коммуникацию внутри компании, насколько тяжело донести до коллектива правильность собственных решений?
Почти всегда тяжело. Тут есть традицонные вещи, вроде архитектурных комитетов, где ты защищаешь свои решения со всей бюрократией и всем формализмом. А иногда ты защищаешь решения поменьше. Но сложно всегда, всегда найдётся тот, кто против. И ты должен знать способы эффективного принятия решений, должен вывести людей на конструктив. Но конфликт будет везде, постоянный, и к этому надо нормально относиться.

Понимаю, ты не ожидала, что попадешь в enterprise-архитектуру, но всё же: сошлись ли твои ожидания с реальностью?
Я очень долго не понимала: что происходит, что я здесь делаю? Но это нормально для моей позиции. Ожидания и реальность начинают сходиться сейчас. Только сейчас я начинаю понимать, зачем я, как корпоративный архитектор, нужна людям. Все архитекторы сильно отличаются друг от друга, и главное понять: какую пользу ты, как корпоративный архитектор, приносишь компании; осознать себя на этом уровне. Этого-то мне и не хватало: «осознания себя на уровне» – поэтому и пошла учиться.

Насколько больше ты стала зарабатывать?
На 30%.

Какие навыки из курса ты применяешь на работе?
Подготовку к различным архитектурным коммитетам: подготовку материалов, чтобы они были наглядными и правильными; capability mapping – накладывание бизнес-кометенециий на контексты и системы в организационной структуре…

Что самое важное из всего, что дало тебе обучение на нашем курсе?
Уверенность в себе, в своей позиции.

Нет пределов совершенству. Но всё же, как планируешь дальше развиваться?
Нет пределов совершенству, однозначно. Но я предпочла бы видеть себя ровно в той же роли. Вот почему я хотела быть архитектором: ты стал архитектором и ты развиваешься, «дорожаешь» и тебе не надо больше становиться кем-нибудь ещё. Нет. Ты уже состоялся, а дальше становишься только круче и круче. Так что «через пять лет» я вижу себя опытным, везде проработавшим enterprise-архитектором, который может делиться опытом. Поэтому я оттачивают хард-скиллы. Чем больше ты технарь, тем проще тебе общаться с командой и аргументировать решения. Если говорить про софт-скиллы, то работаю с позиционированием, с самопрезентацией, с риторикой, изучаю кинетику. Ещё хочется строить процессы. Потому что архитектура не работает, если не работают процессы взаимодействия с коллективом. Поэтому нужно обозначить свою роль: где ты контролируешь, где можешь наложить вето. Выстроить процессы так, чтобы люди понимали, с чем и когда к тебе обращаться.


Три совета студентам OTUS от Валерии
  • Развивать насмотренность
  • Не бояться, что чего-то не знаешь
  • Не ограничивать себя одной предметной областью