Ольга Дзябко
Окончила обучение по курсу BPMN: Углубленная практика

Ведущий бизнес-аналитик в команде цифровизации девелоперского направления бизнеса ГК ТОЧНО
История сегодняшней нашей героини лишний раз напоминает о том, удача сопутствует сильным, ответственным и деятельным.

Трудно ли учиться новому после 30? Как заставить себя не бросать начатое? Как просить о повышении квалификации и пересмотре условий на работе?

Читайте в сегодняшнем выпуске!
Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь сейчас и чем занимались до курса?

И до курса, и сейчас я работаю бизнес-аналитиком в девелоперской компании «Точно». Мы занимаемся цифровизацией девелоперского блока.
Я хотела работать в бизнес-анализе, поэтому просто разместила свое резюме с указанием всех навыков и способностей
А как вы попали в эту сферу?

Случайно. Накануне, перед тем как устроиться в ГК «Точно», я работала комплаенс-менеджером по закупочной деятельности у другого застройщика.

Но у меня было желание двигаться именно в сторону бизнес-анализа, мне это казалось очень интересным, поэтому я разместила свое резюме с указанием всех навыков и способностей. Ну и работодатель мое резюме увидел, пригласил на собеседование, и мы, собственно, договорились о работе.


Расскажите, пожалуйста, какое у вас высшее образование? Как строилась ваша карьера?

По образованию я программист-экономист. В принципе, это достаточно рядом с областью бизнес-анализа. Училась я на заочном.

Потом порядка 8−10 лет я работала в сфере закупок — тендерным специалистом со стороны поставщика. После этого я решила переехать из родного города в Краснодар. Там прошла собеседование для работы с заказчиком по закупкам для аэропорта. Также долгое время отработала в сфере закупок и потихонечку перешла на комплаенс. И сейчас, соответственно, продолжаю свой путь в бизнес-анализе.


Расскажите, пожалуйста, как вы узнали про курс и про OTUS? Я вижу, что ваше обучение оплачивал работодатель. Может быть, он сам вышел к вам с предложением о повышении квалификации? Или вы нашли обучение и пришли к нему?

Я нашла курс и пришла к нему, так как у меня не было большого опыта в бизнес-анализе и нужно было наработать хард-скиллы. Сначала я изучала информацию в свободном доступе, пересмотрела кучу роликов на различных площадках, но я понимала, что нужно что-то более линейное и структурированное, с изучением инструментов и методов. Это необходимые знания и навыки, чтобы нормально строить диалог между нами, с заказчиком, с подрядчиком.

Начала искать, где и что я могу себе позволить по формату обучения и возможностям оплаты. Изначально я рассматривала самостоятельное получение данного образования, в этом была моя заинтересованность.

И вот я нашла большую профессиональную переподготовку на бизнес-аналитика, которую предлагал OTUS. Мне понравились наполнение и формат. Но все-таки я решила начать с менее объемного курса.

Когда я сказала о своем намерении руководителю, он эту идею поддержал и сообщил, что у нас в компании существует возможность оплаты пополам. Половину оплачивает сотрудник, половину — работодатель. И в случае успешного прохождения возможны дальнейшие обучения. Поэтому, естественно, меня этот вариант заинтересовал.


Мне кажется, выйти к работодателю с предложением — это довольно смелый шаг. Может быть, вы сможете дать какой-то совет или наставление для тех, кто тоже думает об этом, но пока не решился?

Знаете, здесь самое главное — жить по принципу «не надо бояться ошибаться». По крайней мере, за спрос вас никто не побьет и камнями не закидает.

Очень важно прийти и спросить, есть ли в целом такая возможность, особенно если вы с этим работодателем готовы сотрудничать и дальше. Потому что просто так работодатели ничего оплачивать не будут, как правило. Если вы оцениваете себя как перспективного сотрудника, в которого работодателю стоит вкладываться, почему бы это не донести. Можно прийти с посылом «хочу быть лучше, хочу приносить пользу компании».
Самое главное — жить по принципу «не надо бояться ошибаться»
Давайте вернёмся к курсу. Расскажите, как в целом проходило ваше обучение, с какими трудностями или открытиями вы столкнулись? Что вам особенно запомнилось?

Курс проходил в формате онлайн — это очень хорошо, потому что это позволяло задавать возникающие вопросы преподавателю и сразу получать обратную связь, информацию, ответ. Это помогало лучше понимать тему и структурировать знания в голове.

Единственная трудность — это то, что после тридцати в общем и целом тяжеловато учиться, потому что информация уже не так усваивается, как когда ты находишься на студенческой скамье или в школе, когда мозг заточен впитывать новые знания и информацию. После тридцати, к сожалению, этот процесс уже не такой активный, много информации приходится держать в голове по работе и в быту, в личной жизни.

Поэтому иногда возникали личностные трудности с тем, чтобы найти в себе силы сесть и заниматься после основной работы, которая занимает большое количество времени и ресурсов. После того, как ты уставший, никакущий приехал домой через пробки и жару, которая есть у нас в Краснодаре, и тебе надо ещё два часа посвятить тому, чтобы сидеть, слушать, впитывать, запоминать.

Всё остальное не вызывало сложности, так как мне была интересна тема, я её впитывала проще, чем если бы меня загнали на учёбу насильно, например.


А как в итоге вы себя всё-таки заставляли? Может быть, у вас был какой-то четкий график, и вы его придерживались? Или, может быть, какие-то другие способы?

Еще в самом начале обучения я поняла, что если у меня не будет четко спланированного графика на ближайший месяц, я ничего не успею. Потому что помимо учебы и работы у меня были еще занятия в тренажёрном зале. Поэтому, чтобы всё это совмещать и успевать еще какие-то личные дела, надо вести график. Мне он помогает. Я вела свой календарь.

Все мои выезды, обучения и планы были в одном календаре. Это мне сильно помогало настраиваться на определенный темп и уровень нагрузки на день.


Расскажите, это был ваш первый курс? Или вы уже сталкивались с обучением онлайн?

Нет, вот именно в онлайн-формате я училась впервые.

Все остальные обучения и повышение квалификаций у нас проходили в режиме офлайн, когда к нам приезжал преподаватель и зачитывал лекции. На это отводилось несколько дней и мы всем отделом шли на обучение.


Поделитесь, пожалуйста, что оказалось более продуктивным лично для вас? Формат офлайн, когда на несколько дней вы погружаетесь в учебу плотно, или же все-таки онлайн-курс, который длится дольше, но там по-другому построены процессы? Что вам больше подошло?

Мне кажется, совершенно неправильно сравнивать эти форматы. Офлайн обычно занимает пару дней, когда в тебя впихивают буквально ногой все эти лекции. Онлайн позволяет чуть спокойнее в этом режиме находиться, но при этом занимает больше времени. Это очень тяжело сравнить.

Опять же, все зависит от конкретных целей. Если твоя цель — получить знания, то вообще не принципиально, хоть офлайн, хоть онлайн. Но если мы будем рассматривать длительный онлайн-курс, и, например, офлайн-курс, который тоже предоставляется посредством интернета, где тебе не надо ездить на лекции, но нужно как-то себя собрать для того, чтобы прочитать лекцию и потом сделать какую-то контрольную работу, то, конечно, онлайн-формат в живом общении выигрывает. Опять же, потому что у тебя есть регулярная возможность задать вопросы в прямом эфире, чуть лучше понять эту тему, закрыть какие-то белые пятна.

Плюс, когда ты находишься на таком оффлайн-онлайн-обучении, когда у тебя есть доступ к курсу и тебе надо самому все изучать, то здесь уже намного сложнее себя заставить, потому что ты думаешь, что время еще есть, потом выберу время и посмотрю, выполню, перечитаю. Но в итоге не пересмотришь и не выполнишь, скорее всего. Поэтому живое взаимодействие на онлайн-курсе — это огромный плюс.
Я ходила и ныла, что мне хочется повышение
А планируете ли вы еще проходить какие-то курсы? Может быть, у вас даже есть персональные треки развития?

Я хочу усиливать свои скиллы, хочу быть лучше и получать больше. Поэтому да, конечно, у меня есть еще не план, но уже накиданные в кучу разные курсы для самообразования.

Если говорить в контексте повышения своих квалификационных навыков, в том числе закрепления этих навыков документом, который я потом могу предоставить на рабочем месте и сказать, что я стала еще лучше, то здесь, конечно, уже хочется обращаться к проверенным и специализированным компаниям. И да, такой план по развитию в бизнес-анализе тоже есть.


Вы отметили, что благодаря курсу вам удалось улучшить свой трудовой договор. Я так понимаю, речь шла про улучшение финансовых условий?

Да, все верно.


Расскажите, как это случилось? У вас изначально была договоренность с руководством, либо вы уже потом самостоятельно вышли и обсудили это? Многие сталкиваются с тем, что получили знания и готовы применять их, но не могут договориться о пересмотре условий. Как это получилось у вас?

Я ходила и ныла, что мне хочется повышение. Говорила: «смотрите, я делаю то-то, то-то и то-то. Я выполняю рабочие задачи в срок и делаю многое сверх нормы, в том числе по собственной инициативе. А тут я еще и учиться пошла и хочу стать супер-профессионалом». Везет тем, кто везет.

И опять же, важно не бояться подойти и спросить, за спрос денег не берут.


Отлично, спасибо! Есть ли еще что-то, что вам хотелось бы добавить?

Я бы хотела выразить огромную благодарность преподавателю курса Антону Просекину, потому что он прекрасно и доступно все объясняет. На разборе домашних заданий он давал достаточно расширенное описание ошибок, не просто указывал на них, а рассказывал, почему именно здесь ошибка и как должно быть. Это очень здорово помогает понять, почему ты ошибся, и не допускать этого в дальнейшей работе.

Поэтому хочется выразить ему огромную благодарность за уделенное время, в том числе на все проверки домашних заданий, с учетом того, что у него есть основная работа. Это бесценно, что он нашел в себе и в своей жизни время и возможность делиться знаниями с другими людьми.